О проекте

Московская международная биеннале молодого искусства — масштабный проект в области современного искусства, проводимый в России с 2008 года. Задачи Биеннале — открытие новых имен, поддержка и стимулирование творческих инициатив художников и кураторов нового поколения, создание условий для их публичного высказывания и, как следствие, развитие среды современного искусства и международной интеграции. Организатором Московской международной биеннале молодого искусства является один из ее основателей –– Московский музей современного искусства. Начало проекту положили фестиваль молодого искусства «Стой! Кто идет?» (проводился Государственным центром современного искусства с 2002 по 2006 год) и выставка молодого искусства «Мастерская» (проводится MMOMA ежегодно с 2001 года по настоящее время).

VII Московская международная биеннале молодого искусства состоит из Основного проекта, девяти Специальных проектов, Образовательной программы, разделенной на три блока, Параллельной программы, состоящей из 23 проектов различных московских институций, и Программы портфолио-ревю, направленной на поддержку молодых художников из регионов России.

Основной проект Биеннале состоит из двух международных конкурсов: конкурса для художников, результатом которого стали четыре работы на фасадах Музея Москвы, и конкурса для молодых кураторов, по итогам которого для экспонирования в Музее Москвы было выбрано три проекта, объединивших 47 художников из 10 стран. Также в пространстве Основного проекта представлена новая видеоработа Саши Пироговой, которая получила специальный грант Биеннале, а зону кинозала занимает учебная программа «Внеклассные практики» — специальный проект VII Московской международной биеннале молодого искусства и Московского международного фестиваля экспериментального кино MIEFF.

Биеннале молодого искусства в своей основе — не проект, не выставка, а процесс, набор различных механизмов, которые создают и поддерживают живую среду молодого искусства. В этом году организаторы, находясь в рамках определенных ограничений и сложностей, обратились к таким форматам и решениям задач Биеннале, как процессуальность, различные способы репрезентации работ, поддержка взаимодействия кураторов и художников, горизонтальные связи. Именно подобный подход позволяет поддерживать непрерывность в культурном процессе, которая важна как для его участников, так и для зрителя.

Учредители и организаторы
Учредитель
Организатор
При поддержке
ПАРТНЕР ОСНОВНОГО ПРОЕКТА
ММОМА
Московский музей современного искусства — первый в России государственный музей, основанный в 1999 году Президентом Российской Академии Художеств Зурабом Церетели. Его личная коллекция, состоявшая более чем из 2000 работ известных художников XX века, положила начало музейному собранию, которое в настоящее время является одним из самых представительных собраний отечественного искусства XX столетия. ММОМА является активным участником художественной жизни страны и располагается на шести площадках города. Также в сердце столицы открыт Образовательный центр ММОМА, где можно посетить библиотеку по искусству, музейное кафе, лекторий и увидеть работы из коллекции ММОМА.
Приоритетными направлениями деятельности институции также являются образование в сфере искусства, поддержка молодых художников, собственная издательская программа, разработка инклюзивных проектов, научная деятельность и лабораторная экспертиза. Сегодня музей активно развивает региональную программу и способствует поддержанию единого ритма художественной жизни страны. В 2019/2020 годах ММОМА празднует 20-летний юбилей.
РОСИЗО
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» — это многопрофильная организация, занимающаяся разработкой и реализацией выставочных проектов в партнерстве с ведущими мировыми музеями и культурными институциями.
«РОСИЗО» ведет свою историю с 1959 года, когда при Министерстве культуры РСФСР была учреждена Дирекция художественных фондов и проектирования памятников.
Сегодня фонд «РОСИЗО» насчитывает более 45 000 единиц хранения, включающих уникальные предметы искусства XX века, участвующие во многих зарубежных и российских выставочных проектах, таких как «Память поколений», «Сокровища музеев России» и многих др.
Ядром собрания «РОСИЗО» является коллекция произведений соцреализма. Вместе с тем, «РОСИЗО» активно работает с современными художниками, организуя выставки как на своих площадках в Павильоне «Книги» на ВДНХ и в галерее в Петровиригском переулке, так и участвуя в самых ярких экспозицих известных музеев и галерей.
Одна из главных задач «РОСИЗО» — популяризация художественного наследия России и новейшего российского искусства. В рамках этого направления специалистами «РОСИЗО» реализуется уникальный выставочный проект — микровыставка произведений из собственного собрания, который позволяет сделать искусство ближе к людям, встраивать его в городской контекст, адаптировать художественный материал под возможности конкретного общественного пространства.
МУЗЕЙ МОСКВЫ
Музей Москвы основан в 1896 году. Музей располагается в Провиантских складах, памятнике архитектуры федерального значения. Фондовая коллекция насчитывает около 800 000 единиц хранения, в том числе богатое собрание археологических артефактов. Музей Москвы также включает несколько филиалов: Музей археологии Москвы, Старый Английский Двор, Музей истории Лефортово, Центр Гиляровского.
Экспертный совет
Юлия Аксёнова

Юлия Аксёнова — независимый куратор. В 2002 году окончила факультет истории искусства РГГУ, с 2004 по 2007 год работала в отделе новейших течений Государственной Третьяковской галереи, в 2007 году поступила в международную школу кураторов De Appel, CCA, Амстердам. С 2010 по 2012 год являлась директором образовательных программ, а с 2012 по 2015-й — куратором Музея «Гараж». Куратор/сокуратор выставок: «Соц-арт: политическое искусство в России» (ГТГ, 2007); Master Humphrey’s Clock (De Appel, Амстердам, 2008); New/Old Cold War (Красный Октябрь, 2009); «Русские Утопии» (Центр «Гараж», 2010); «Фантомные монументы» (Центр «Гараж», 2011); «Нужное искусство» (Парк Горького, 2011); «33 Фрагмента из истории русского перформанса» (Performa, Нью-Йорк, 2011); «Чёрный котёл» и «Кунсткамера Яна Шванкмайера» (Центр «Гараж», 2013); «Личный выбор» (Центр «Гараж», 2014); «Перформанс в России: картография истории» (Музей «Гараж», 2014); «Яёи Кусама: Теория бесконечности» (Музей «Гараж», 2015); «Своя Земля / Чужая территория» (ЦВЗ «Манеж», 2015); «Молодые турки» Кёкена Эргуна (Музей «Гараж», 2016); «Лаборатория городской фауны» (Центр «Винзавод», 2016). Организатор многочисленных конференций, автор публикаций, посвященных русскому и зарубежному искусству. В настоящее время работает над многочастным проектом «Полихрония» в Московском музее современного искусства (2019–2020), который включает в себя несколько коллективных и персональных выставок российских и зарубежных художников, а также публичную программу.

Марина Бобылева

Марина Бобылева — шеф-куратор галереи современного искусства «Триумф». Окончила кафедру эстетики философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Среди последних выставок — «Свободный Коптеволенд» Владислава Кручинского в Музее Вадима Сидура, «Flower Power. Архив» Агентства Сингулярных Исследований в Московском музее современного искусства, «О том, что помнишь, позабудь» Уно Моралеса в Мультимедиа Арт Музее. Сокуратор проекта «Другие берега» в «Манеже» (Санкт-Петербург); куратор программы однодневных перформансов в галерее «Триумф», куратор программы «Молодые львы», организованной совместно с Московским музеем современного искусства.

Данила Булатов

Данила Булатов — куратор, искусствовед, специалист по истории искусства XX века. Закончил МГУ имени М. В. Ломоносова (исторический факультет, отделение истории и теории искусства). С 2011 года — научный сотрудник в ГМИИ имени А. С. Пушкина. В 2016–2017 годах — сокуратор международного выставочного проекта «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968» (Брюссель/Карлсруэ/Москва). Автор монографии «Возрождение модернизма: немецкое искусство 1945–1965 годов. Художественная теория и выставочная практика» (2017). Куратор ряда проектов в ГМИИ имени А. С. Пушкина, в том числе выставки «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа» (2019).

Ярослав Воловод

Ярослав Воловод — куратор Музея современного искусства «Гараж». Окончил восточный факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Получил магистерскую степень в области кураторских исследований совместной программы Бард- колледжа (Нью-Йорк) и СПбГУ. Стажировался в Центральном институте Хинди (Нью- Дели) и Гейдельбергском университете, был участником программы Transcuratorial Academy (Берлин/Мумбаи). Сотрудничал с фондом Calvert 22 (Лондон), Фондом культуры и искусства «ПРО АРТЕ» (Санкт-Петербург) и международной организацией CEC ArtsLink (Нью-Йорк/Санкт-Петербург). В 2019 году стал лауреатом государственной премии в области современного искусства «Инновация» в номинации «Куратор года» за выставку «Ткань процветания» (совместно с Валентином Дьяконовым и Екатериной Лазаревой). Избранные кураторские проекты: «Миражи Болливуда» (галерея «Вертикаль», Санкт-Петербург, 2016); «Топология города-призрака» (совместно с Андреем Мизиано; Новая Голландия, Санкт-Петербург, 2017); «Худпром Конго: живопись для народа» (совместно с Самми Баложи, Бамби Кеппенс и Валентином Дьяконовым; Музей «Гараж», Москва, 2017); «Хороший сосед» (специальный проект XV Стамбульской биеннале; Музей «Гараж», Москва, 2017); «Безграничный слух» (совместно с Анастасией Митюшиной и группой Council; Музей «Гараж», Москва, 2018); «Бюро переводов» (совместно с Ольгой Диевой; Музей «Гараж», Москва, 2019).

Андрей Егоров

Андрей Егоров — искусствовед, заведующий научным отделом и куратор Московского музея современного искусства. Окончил отделение истории и теории искусства МГУ имени М. В. Ломоносова в 2006 году. C 2012 года — член-корреспондент Российской академии художеств. С 2009 года курирует выставки совместно с Анной Арутюнян. Избранные проекты в Mосковском музее современного искусства: «Сны для тех, кто бодрствует» (2013, экспозиция коллекции), «Музей с предсказаниями» (2014–2015, совместно с Василием Церетели, экспозиция коллекции), «Одно внутри другого. Искусство новых и старых медиа в эпоху высокоскоростного интернета» (2015–2016, номинант Премии Курёхина — 2015), «Что видится „бедной уборщице“ Дмитрия Пригова? Дар Московскому музею современного искусства» (2017), «Хаим Сокол. Свидетельство» (2018), «Идеальный возраст» (2018, специальный проект «Фокус» VI Московской международной биеннале молодого искусства). Избранные проекты на других площадках: цикл «Слова и вещи. Открытие коллекции» (Музей Михаила Булгакова, Москва, 2014–2016), «Алексей Мартинс. Формы тепла» (Fragment Gallery, Москва, 2018). Входил в экспертные советы премии «Инновация-2014» и номинации «Книга года» премии «Инновация-2019», кураторскую группу стратегических проектов IV Московской международной биеннале молодого искусства (2014) и экспертный совет VI Московской международной биеннале молодого искусства (2017–2018). Член художественного комитета Pernod Ricard Fellowship 2018.

Анна Журба

Анна Журба — куратор, сотрудник выставочного отдела Московского музея современного искусства, в прошлом сотрудник аукционного дома Phillips. Магистр искусств Голдсмитс-колледжа в составе Лондонского университета. Лауреат cпециального приза премии «Инновация» 2015 года от культурно- благотворительного фонда «U-Art: Ты и искусство» в номинации «Кураторский проект» за специальный проект V Московской биеннале современного искусства «Восток. Деконструкция». Сокуратор программы «Формы художественной жизни», реализованной Московским музеем современного искусства в партнёрстве с Гёте-Институтом (2017–2019), а также сокуратор IV и V сессий выставочного проекта «Удел человеческий» (Еврейский музей и центр толерантности, 2018; Московский музей современного искусства, 2019). Программный директор галереи Artwin.

Екатерина Кибовская

Екатерина Кибовская — комиссар V и VI Московской международной биеннале молодого искусства. Окончила факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. Работала в журнале Esquire, сотрудничала с сайтами OpenSpace.ru‬ и «Частный корреспондент», а также с изданиями «Сноб» и Art+Auction в качестве независимого журналиста. С 2007 по 2011 год сотрудничала с рядом художников и галеристов в Нью-Йорке в качестве менеджера. Принимала активное участие в формировании концепции развития Парка Горького в должности креативного директора (2011–2013), также участвовала в различных инициативах в сфере культуры. В 2015 году Кибовская была назначена комиссаром V Московской международной биеннале молодого искусства (2016), годом позже стала комиссаром VI Биеннале (2018), а также возглавила дирекцию по специальным проектам Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО». В 2019 году назначена советником управляющего директора ПАО «Сибур Холдинг». В составе команды коллег и приглашённых экспертов Кибовская реализует ряд культурных проектов в городах присутствия компании, в частности содействует развитию и продвижению туристического и культурного бренда Тобольска.

Виктория Михельсон

Виктория Михельсон — директор по стратегическому развитию Фонда V-A-C (Москва/Венеция). Окончила бакалавриат Нью-Йоркского университета и магистратуру Института искусства Курто в Лондоне. Стажировалась в различных культурных институциях. С 2016 года работает в Фонде V-A-C; занималась организацией проектов «Геометрия настоящего» в ГЭС-2 и «Тино Сегал» в Новой Третьяковке и Музее архитектуры имени А. Щусева. Член правления Фонда V-A-C, член экспертных советов Фонда Николы Труссарди (Милан) и фестиваля «Кинезис, искусство в движении» (Палермо).

Александра Рудык

Александра Рудык — критик, редактор, искусствовед. Окончила Российский государственный гуманитарный университет по специальности «искусствоведение». Стажировалась в университетах Ка’Фоскари и IUAV в Венеции (Италия). С 2017 года возглавляет научно-издательский отдел Московского музея современного искусства и занимает должность главного редактора журнала «Диалог искусств». В разные годы работала в галереях Лизы Плавинской, «Арт-стрелка» и GMG. Занимала должности обозревателя выставок в журнале «Афиша», редактора «Арт-гида», заместителя главного редактора Interview Russia. Также писала для изданий: «Большой город», «Сноб», Forbes, Vogue, The Blueprint, «Проект Россия», Esquire и других. Редактор-составитель юбилейной книги ЦСИ «Винзавод» «Краткая история российской культуры 2007–2017», каталога павильона России на Венецианской биеннале 2017 года, каталогов «Андрей Бартенев» и «Сальвадор Дали и медиа» (Московский музей современного искусства) и других изданий.

Алиса Савицкая

Алиса Савицкая — куратор, руководитель отдела выставок Нижегородского «Арсенала». Автор и куратор (в составе кураторских групп) выставок «Этюды оптимизма» (2014), «Музей великих надежд» (2015), «Жизнь живых» (2016), «Простые чувства» (2017), «Горький. Модернизм» (2018), «Инновация-2019» (2019) и других. Автор книг «Коммунальный авангард. Каталог-путеводитель по соцгородам Автозавода и Уралмаша в Нижнем Новгороде и Екатеринбурге» (совместно с Еленой Беловой и Алексеем Гординым, 2011) и «Краткая история нижегородского уличного искусства» (совместно с Артёмом Филатовым, 2019). Живет и работает в Нижнем Новгороде.

Комиссар
Алексей Новосёлов
Родился в 1983 году. Окончил Российский государственный гуманитарный университет по специальности «искусствоведение». С 2004 года работает в Московском музее современного искусства, в настоящее время в качестве заместителя директора по выставочной работе. С 2008 года принимает непосредственное участие в подготовке и проведении Московской международной биеннале молодого искусства и входит в экспертный совет. Член редакционного совета журнала Диалог искусств. Член-корреспондент Российской академии художеств. Куратор, искусствовед.

Календарь